В налоговой берут «борзыми щенками»

Незадолго до того, как в Приморском районе Петербурга официально «прописался» крупный автодилер О. Барабанов, начальник местной налоговой инспекции А. Бодров стал обладателем крутого автомобиля.

В 2016 году начальник ИФНС № 26 (по Приморскому району) Санкт-Петербурга Алексей Бодров стал обладателем автомобиля Skoda Rapid. Информацию об этом чиновник включил в свою декларацию о доходах и имуществе, которую он, как всякое лицо, замещающее государственную должность, обязан обнародовать ежегодно. Однако Алексей Бодров, в нарушение федеральных законов «О противодействии коррупции» и «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» не указал источник средств, на которые был приобретен автомобиль. Мы предполагаем, что никаких средств и не было: машину марки Skoda Rapid руководитель ИФНС № 26 Бодров  получил… в подарок от автомобильного дилера.

Начнем с того, что в конце 1990-х годов в Санкт-Петербурге бывшим автогонщиком Олегом Барабановым и его партнерами Сергеем Пушкиным, Андреем Ивойловым и Александром Плохих была создана крупная дилерская сеть иностранных автобрендов – холдинг «РРТ». К концу 2013 года, по данным «Делового Петербурга», холдингу принадлежали 26 центров в 11 городах России. Выручка организации (а в ее составе было несколько юридических лиц – дилеров таких марок, как Subaru, Nissan, Honda, Opel, Chevrolet, Skoda, Land Rover, Hyundai, Ford, Baw Fenix) составляла миллиарды рублей.  Весь бизнес Барабанова и Ко оценивался в тот период консалтинговыми компаниями в 13-15 миллиардов рублей. Эксперты отмечали, что «РРТ» —  один из крупнейших российских автодилеров.

О. Барабанов
О. Барабанов

В конце 2013 года партнеры Барабанов, Пушкин, Ивойлов и Плохих перераспределили свои доли в компаниях холдинга – основным владельцем автобизнеса стал Барабанов. А уже в начале 2014 года стало известно о претензиях на 4 миллиарда банка «ВТБ» к компании «РРТ» и Барабанову. В том же году холдинг потерял франшизы всех автомобильных брендов, некогда присутствовавших в его портфеле, а одно из его юридических лиц — ООО «РРТ-Моторс» — было признано банкротом.

Эксперты тогда разделились в оценке будущего, которое ожидает «РРТ». Одни полагали, что организация Барабанова и Ко почила в бозе под непосильным грузом кредитов. Другие, наблюдая за движениями партнеров Барабанова, утверждали, что тот не ушел из автобизнеса, а лишь пытается вывести его из-под удара банка и прочих кредиторов. Второй прогноз, как показало время, оказался верным.

К концу 2016 года банк «ВТБ» продал активы холдинга, находившиеся у него в залоге, на 600 миллионов рублей. И обратился с иском в суд, требуя взыскать с Олега Барабанова 3,4 миллиарда рублей. В свою очередь предприниматель написал в суд заявление о личном банкротстве. Тяжбы закончились нынешней весной… мировым соглашением между кредиторами и Барабановым, но выплатит он в качестве долгов, по сообщениям СМИ, лишь 34 миллиона рублей. «Олег Барабанов проявил себя как… сильный переговорщик», — так оценивает это мировое соглашение автоэксперт из «Университета продаж» Виталий Новиков.

Пока Барабанов был занят судами, его партнеры (судя по всему, имеющие статус «бывшие» лишь формально), переоформили дилерские договоры и арендовали центры «РРТ» на свои фирмы. В 2014 году они создали  холдинг «Объединенная Автомобильная Корпорация» (ООО «ОАК»), в портфеле которого к концу 2016-го оказались дилерские договоры с самыми ходовыми брендами: Nissan, Subaru, Lada и др.

Кроме того, Барабанов и Ко провели реорганизацию своих юридических лиц и так перераспределили между ними финансовые потоки, что средства ликвидируемых компаний оказались на счетах действующих. Например, в июне 2017 года Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области поддержал требование компании «Марка» (ей право иска перешло в порядке процессуального преемства от «дочки» автохолдинга – ООО «РРТ-Озерки») о взыскании с фирмы «ГТО» 180 миллионов рублей якобы неосновательного обогащения. Причем, все три фирмы связаны между собой, а давний партнер Барабанова – Сергей Пушкин – является гендиректором «Марки» (ОГРН 1147847097991) и совладельцем «ГТО». На суд представители компании «ГТО» не явились, против иска не возражали. Сегодня «РРТ-Озерки» — банкрот, «ГТО» находится в стадии ликвидации. А вот фирма «Марка», вернувшая себе через суд 180 миллионов рублей, переживает «второе рождение», в котором самое участие принимает и начальник ИФНС №26 Алексей Бодров (но об этом – чуть позже).

В июне 2017 года Олег Барабанов заявил, что освободился от долгового бремени, вернулся в автобизнес и возглавил созданную его якобы бывшими партнерами «Объединенную Автомобильную Корпорацию». К слову, компания уже на 86 процентов принадлежит Барабанову и успела выкупить торговую марку «РРТ».

В составе ОАК – фирмы «Центр» (реализует автомобили SUBARU) и «Марка», которая специализируется на продажах NISSAN в Санкт-Петербурге, Вологде и Казани. Наибольший интерес представляет компания «Марка», которая неожиданным образом «раздвоилась». На сайте дилера NISSAN в Санкт-Петербурге рассказывается о компании «Марка» (ОГРН 1147847272495), которая входит в состав «Объединенной Автомобильной Корпорации». При этом указан адрес другого ООО «Марка» (ОГРН 1147847097991).

Первая «Марка» создана в марте 2014 года. Это та самая компания, которой руководит партнер Барабанова Сергей Пушкин и которая недавно отсудила у аффилированной «ГТО» 180 миллионов рублей (уставный капитал самой «Марки» составляет 10 тысяч рублей).

С. Пушкин
С. Пушкин

Компания располагается в Выборгском районе по адресу Выборгское шоссе 27 корпус 1 А, а ее филиалы — в Вологде и Казани. Учредители компании – отечественное ООО «Р-Озерки» (ликвидируется) и литовское ЗАО «Ритерус», доли которых – в залоге у находящейся в стадии ликвидации фирмы «Снабинвест». С конца 2016 года и сама «Марка» переживает реорганизацию – к ней присоединяется ряд аффилированных компаний из Петербурга, Вологды и Казани. Два филиала – в Вологде и Казани – по-прежнему числятся в составе ООО.

Вторая «Марка» создана в августе 2014 года (ранее она именовалась ООО «Брокер-моторс-регионы» и ее руководителем-совладельцем был партнер Барабанова – Андрей Ивойлов).

А. Ивойлов
А. Ивойлов

В 2016-2017 годах данные в ЕГРЮЛ о компании претерпели значительные изменения. Так, ее учредителем стала «ОАК», гендиректором – Константин Селиванов, а филиалы расположились в Вологде и Казани – по тем же адресам, что и у первой «Марки».

Но самое интересное, что через несколько дней после того, как первая «Марка» выиграла 180-миллионный иск к «ГТО», учредительный капитал второй «Марки» вырос до 173 миллионов рублей! Примерно в это же время компания сменила прописку: она переехала в Приморский район, на улицу Савушкина 119 корпус 4А.

Как видим, обе компании с момента создания были аффилированы с Барабановым через его давних партнеров Пушкина и Ивойлова. И очевидно, что со временем функции дилера NISSAN в Санкт-Петербурге, Вологде и Казани перейдут к ООО «Марка», учредителем которого является «Объединенная Автомобильная Корпорация» Барабанова. Только теперь крупный питерский автодилер прописан не в Выборгском районе, как было в период, когда у холдинга «РРТ» случились финансовые проблемы, а в Приморском. (К слову, фирмы-близнецы часто создаются предпринимателями, чтобы одну из них можно было со временем обанкротить и таким образом уйти от налогов. Где гарантия, что случай с двумя «Марками» — исключение?)

По нашим данным, в ИФНС №26 по Приморскому району, которую в прошлом мае возглавил Алексей Бодров, компании Олега Барабанова «Марка» обещаны налоговые преференции и помощь в получении возмещения по НДС. Мы уже рассказывали, что сегодня оформить возврат налога на добавленную стоимость в Санкт-Петербурге, не имея связей в налоговой службе, практически невозможно. Очевидно, для закрепления договоренностей о режиме «налогового благоприятствования» автодилер «Марка» и «подогнал» в конце прошлого года начальнику ИФНС А. Бодрову автомобиль Skoda Rapid. (До недавнего времени холдинг Барабанова специализировался в том числе и на машинах чешского бренда.) Поэтому налоговый инспектор не смог указать в своей декларации источник происхождения средств, на которые было якобы куплено его авто.

Полагаем, что обстоятельства создания фирм-близнецов «Марка», смены юридического адреса ООО «Марка» (ОГРН 1147847272495) и приобретения начальником ИФНС №26 А. Бодровым автомобиля Skoda Rapid станут предметом тщательной проверки со стороны специалистов собственной безопасности ФНС. Ведь глава государства Владимир Путина неоднократно в своих публичных выступлениях и интервью заявлял, что неприкасаемых в сфере борьбы с коррупцией в нашей стране – нет.

Яна Титова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *